Top.Mail.Ru

Через 45 лет вспоминаем о страшной авиакатастрофе: в небе столкнулись два Ту-134

Авиакатастрофа, произошедшая 11 августа 1979 года, считается одной из самых трагических в истории Советского Союза. Два Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском (нынешний Каменское) на высоте 8400 метров, что привело к гибели всех находившихся на борту 178 людей. Весь узбекский футбольный клуб "Пахтакор" погиб, что нанесло огромный удар по спорту и культуре региона.

Расследование происшествия было проведено в обстановке строгой секретности, что было типично для того времени. Его результаты показали, что ключевыми причинами катастрофы стали ошибки и нарушения инструкций со стороны диспетчеров авиатраффика. Основная ответственность была возложена на молодого и неопытного диспетчера Николая Жуковского и его начальника Владимира Сумского.

Злополучные переговоры между диспетчерами и экипажами самолётов свидетельствуют о том, что диспетчер Жуковский неправильно координировал эшелоны и не обеспечил необходимые интервалов между самолетами. Молдавский Ту-134 запрашивал повышение до 9600 метров, но диспетчер решил оставить его на 8400 метров, убедив, что на высоте 9600 м все еще находится другой самолет.

В результате упущений диспетчера, на одной и той же высоте 8400 метров одновременно находились две машины. Они столкнулись под углом 95°, в результате чего оба самолёта начали разрушаться и падать. Сообщение пилота Ан-2, который заметил падающие обломки, подтверждает масштаб трагедии.

Комиссия, расследовавшая катастрофу, установила, что причиной происшествия стали нарушения требований нормативных документов и неправильное назначение эшелонов. Оба ответственных диспетчера были приговорены к длительным срокам заключения. Владимир Сумский был освобожден досрочно из-за хорошего поведения, тогда как, по некоторым сведениям, Николай Жуковский покончил жизнь самоубийством в тюрьме.

Эта трагедия заставила авиационные власти пересмотреть методы контроля воздушного движения и систему подготовки диспетчеров, что было необходимо для повышения безопасности полётов в будущем.